9 марта 2016 года в Управлении Роспотребнадзора по Тюменской области состоялось заседание Консультативного совета, приуроченное к Всемирному дню защиты прав потребителей, девиз которого в 2016 году: «Исключить антибиотики из меню!».
В мероприятии приняли участие представители органов исполнительной власти Тюменской области, территориальных органов ФОИВ, общественных организаций, производителей пищевой продукции и розничных предприятий торговли.
С вступительным словом выступил заместитель руководителя Управления, главного государственного санитарного врача по Тюменской области А.В. Накатаев.
Заместитель начальника отдела санитарного надзора Управления Т.И. Никоза выступила с информацией о контрольно-надзорной деятельности Управления в отношении предприятий, занятых производством мяса и мясопродуктов, птицы и птицепродуктов.
О лабораторном контроле, в том числе на наличие антибиотиков, молока и молочной продукции, мяса и мясной продукции в 2015 году на предприятиях перерабатывающей промышленности юга Тюменской области, рассказал заместитель начальника Управления ветеринарии Тюменской области В.Н. Шульц.
Исполнительный директор НП «Ассоциация предприятий розничной торговли Тюменской области» Н.Н.Харланова проинформировала о создании предприятиями розничной торговли Тюменской области условий для реализации качественных и безопасных продовольственных товаров, мерах, принимаемых Ассоциацией, по профессиональной подготовке персонала, занятого производством и реализацией пищевых продуктов.
Предприятия торговли, входящие в НП «Ассоциация предприятий розничной торговли ТО», осуществляют свою работу в области реализации качественных и безопасных продовольственных товаров на основании требований сегодняшнего времени- отметила Н.Н.Харланова.
Во-первых, всеми предприятиями на стадии их открытия проведены обследования и получены разрешительные документы - лицензии на лицензируемые товары, разрешения ветеринарных служб, экспертные заключения ФГУЗ «Центра гигиены и эпидемиологии в Тюменской области» на отделы производства продукции.
У всех предприятий- членов ассоциации, закупочная деятельность осуществляется со стабильными компаниями на основе долгосрочных договоров поставки, что дает предприятиям такие преимущества, как: совместное решение вопроса по товарам с критическими сроками реализации (возврат; своевременное ценовое снижение; формирование наборов и т.д.); быстрое решение возврата/обмена товаров со скрытыми дефектами. В помощь магазинам также «работают» программы количественного учета, позволяющие отслеживать сроки реализации товаров с формированием «Отчета по срокам реализации», показывающего товар с критическими сроками для принятия своевременного решения.
В рамках последних требований на имеющиеся на торговых объектах производства в 2015 году проведены исследования выпускаемой продукции, получены Декларации о соответствии в соответствии с требованиями таможенного союза (ЕАС), разработаны и внедрены системы менеджмента безопасности пищевой продукции в соответствии ГОСТ Р ИСО 22000 и принципами ХАССП.
Разработка системы ХАССП охватывает и показывает взаимодействие всех подразделений предприятий, начиная с отделов Управления:
- контроль соблюдения безопасных условий труда, противопожарной безопасности, аттестации рабочих мест, вредных производственных факторов, проведение лабораторных замеров;
- проведение предварительных и периодических медицинских осмотров;
- контроль работы всех производственных участков предприятия, работы служб, обеспечивающих бесперебойную работу технологического оборудования, электроснабжения, снабжения водой, вывоза мусора, отвода канализации;
- контроль технического состояния оборудования, своевременного планирования и проведения ремонтных работ, приобретения новой техники;
- непосредственный контроль на местах производства продукции: выполнение правил ведения технологического процесса, входной контроль качества сырья и материалов, качества готовой продукции;
- осуществление ежедневного контроля технического состояния оборудования и его безопасной работы, соблюдения режимов работы холодильного оборудования;
- осуществление контроля выполнения санитарно- эпидемиологических мероприятий при хранении продукции, при погрузке в автотранспорт, за санитарной обработкой и санитарным состоянием машин, за обработкой оборотной тары;
- получение деклараций соответствия на производимую продукцию и своевременное проведение лабораторных исследований продукции, смывов;- контроль технико-технологической отработки блюд и калькулирования продукции.
Налаженная работа в данном направлении позволяет предприятиям заявлять ежегодное участие в конкурсе «Лучшие товары и услуги Тюменской области» и становиться победителями конкурса. Предприятия- участники конкурса получают дополнительную возможность проанализировать соответствие организации контроля выпускаемой продукции.
Сотрудники предприятий, выполняющие определенные должностные обязанности на своем участке, принимаются на условиях специального образования, а также проводится работа по сотрудникам, желающим пройти обучение/дообучение с последующим перемещением их на соответствующие образованию должности.
На протяжении нескольких лет НП «Ассоциация предприятий розничной торговли ТО» оказывает предприятиям активную помощь в поиске добросовестных исполнителей услуг, обмене информацией, взаимодействует с тюменскими обучающими организациями. Из обучающих организаций активная работа ведется с МФЦ Прикладных квалификаций ГАПОУ ТО «Тюменский техникум индустрии питания, коммерции и сервиса».
Важной составляющей работы НП «Ассоциации» является и останется на ближайшие годы - активное взаимодействие, организация встреч, совещаний, обучений с контрольно-надзорными органами региона и предприятиями профессиональной подготовки персонала компаний.
Так, ежегодно на протяжении нескольких лет совместно с Управлением Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тюменской области и ФБУ здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в ТО» проводятся Круглые столы на тему «О санитарно-эпидемиологическом благополучии на предприятиях торговли ТО» для обсуждения актуальных вопросов по исполнению торговыми предприятиями санитарных норм и правил. В прошлом году было обсуждено Новое в законодательстве о Технических регламентах Таможенного союза, Внедрение принципов ХАССП на предприятиях розничной торговли.
И с 2013 года Ассоциация предприятий розничной торговли ТО организовывала круглые столы на тему «О разработке требований Технических регламентов о безопасности Таможенного союза», с приглашением на площадку Управления лицензирования и регулирования потребительского рынка ТО специалистов Федерального бюджетного учреждения «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в ТО».
Круглые столы на тему «Требования Технического регламента Таможенного союза: ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» к процессам производства (изготовления), хранения, перевозки, транспортирования, реализации и утилизации пищевой продукции».
Рассматривались, например, следующие вопросы:
- Требования ТР ТС 021/2011 к разработке, внедрению и поддержанию в рабочем состоянии процедур, основанных на принципах ХАССП.
- Необходимые условия внедрения ХАССП и последовательность шагов по разработке и внедрению ХАССП
- Идентификация и прослеживаемость продукции, как одно из основных требований при внедрении системы безопасности.
- Минимальный перечень документации, который должен быть на предприятии при внедрении системы безопасности пищевой продукции, требуемый ТР ТС 021/2011.
- Методика анализа рисков и определение критических контрольных точек; идентификация опасных факторов.
- Система мониторинга технологических процессов.
- Проведение контроля за продовольственным (пищевым) сырьем, технологическими средствами, упаковочными материалами, изделиями, используемыми при производстве (изготовлении) пищевой продукции.
- Рабочие листы ХАССП.
- План ХАССП (структура).
- Программа производственного контроля (структура).
Так же Ассоциация организовывала Круглый стол на тему «Организация производственного и ветеринарного контроля на предприятиях торговли», в том числе имеющих собственное производство и оказывающих услуги населению. Организация ветеринарного и фитосанитарного надзора на предприятиях розничной торговли. К участию приглашены были так же специалисты ГАУ ТО «Городская станция по борьбе с болезнями животных».
Так же Ассоциация предприятий розничной торговли Тюменской области совместно с Департаментом труда и занятости населения Тюменской области организовала в 2015 году круглый стол на тему: «Об охране труда на предприятиях торговли». В рамках круглого стола были рассмотрены актуальные вопросы соблюдения требований действующего законодательства в сфере охраны труда, в том числе вопросы специальной оценки условий труда (порядок организации, отчетность, возмещение расходов и т.д.); вопросы усиления мер государственного контроля и повышения уровня ответственности работодателей за нарушения в сфере охраны труда.